Маркировка «Честный знак» в 2023 году: как участникам оборота соблюдать закон

Маркировка «Честный знак» в 2023 году: как участникам оборота соблюдать закон

Найти программу 1С
В этом году стартует маркировка шести товарных групп, у производителей пива и слабоалкогольных напитков появляются новые обязательства, а фермеры, госучреждения и сегмент HoReCa становятся полноценными участниками оборота упакованной воды и молочки. 

Что такое система маркировки Честный знак

Честный знак — это государственная система мониторинга товаров, которая позволяет отслеживать продукцию по всей цепочке: от производителя до конечного потребителя. Ее создали для борьбы с нелегальным производством и защиты интересов граждан. Планируется, что к 2026 году большая часть потребительской корзины должна быть промаркирована.

Система выгодна и государству, и потребителю, и участникам оборота маркируемой продукции:

  • Потребитель сможет проверить качество товара до покупки и защитить свои интересы в случае, если ему попытаются продать подделку.
  • Производителю не придется нести потери, конкурируя с компаниями, которые торгуют контрафактом по заниженной цене. Например, с нелегально ввезенным продуктов из других стран.
  • Государство обеспечит граждан качественным продуктом, «обелит» рынок и введет в легальное поле организации, которые раньше уклонялись от налогов.

Для маркировки используют специальные коды Data Matrix: он уникален для каждой единицы продукции. Производитель или импортер заказывает их в Честном знаке и наносит на упаковку, а система мониторинга сохраняет данные о товаре. Например, дату и место производства. Затем, во время покупки, потребитель может отсканировать этот код с помощью мобильного приложения и проверить информацию.


Какие товары подлежали обязательной маркировке до 1 сентября 2023 года

Полный список товарных группы, подлежащих маркировке, указан в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р. Старых товарных групп, которые были запущены до осени 2023 года, одиннадцать:

  • фотоаппараты,
  • лекарства,
  • обувь,
  • табак,
  • молочная продукция,
  • упакованная вода,
  • туалетная вода и духи,
  • никотиносодержащая продукция,
  • одежда и текстиль,
  • шины и покрышки,
  • слабоалкогольные напитки и пиво.

В распоряжении также указаны коды ОКПД-2 и ТН ВЭД. Расшифровать их можно с помощью классификаторов. Это необходимо, так как не каждый товар подлежит маркировке. Например, футболки маркировать не нужно, хотя они и попадают под категорию «легпром».

Какие товарные группы маркируются с 1 сентября 2023 года

С осени список в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р расширился, в него добавили еще шесть товарных групп:

  • БАД,
  • медицинские изделия,
  • антисептики,
  • кресла-коляски,
  • безалкогольные напитки,
  • велосипеды.

Помимо новых товарных групп, пополнились две старые — «упакованная вода» и «пиво и слабоалкогольные напитки». В первую категорию с 1 сентября 2023 года добавили детскую воду, во вторую с 1 октября 2023 года — пиво в стеклянной и ПЭТ-упаковке.

Еще есть эксперимент. Это этап, когда маркировка еще не является обязательной, к ней производители подключаются добровольно. За время эксперимента Честный знак проверяет готовность рынка, а производители — тестируют решения. Когда эксперимент завершается, правительство выпускает нормативно-правовой акт и маркировка становится обязательной. Сейчас две категории проходят эксперимент — «Лососевая и осетровая икра» и «титановая металлопродукция».

Кто становится участником оборота маркируемых товаров в 2023 году

Когда стартует обязательная маркировка, первыми подключаются импортеры и производители: на них лежит ответственность за нанесение кодов Data Matrix и отправки сведений в Честный знак. Далее — по цепочке:

  • Импортеры и производители со старта обязательной маркировки.
  • Розничные магазины и общепит, когда становится обязательным вывод из оборота через кассу.
  • Оптовики и торговые сети, когда становится обязательной передача сведений с помощью ЭДО.

Помимо производителей и импортеров новых товарных групп, осенью к маркировке присоединятся три новых сегмента организаций:

  • Госучреждения и HoReCa должны будут принимать УПД с помощью ЭДО и выводить товар из оборота.
  • Фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам предстоит заказывать коды, наносить их на потребительскую упаковку, отправлять отчет о нанесении, вводить в оборот и обмениваться документами по ЭДО.

Эти изменения вступят в силу с 1 декабря 2023 года. В это же время начинается обязательная маркировка безалкогольной продукции. Вместе с заказом годов и отправкой отчета о нанесении производители должны будут отправлять УПД с GTIN-кодами для подакцизной продукции. Но это не значит, что к маркировке подключаются оптовики. Они начнут наполнять УПД позднее.


Как работает система маркировки

Маркировка — это процесс, который влияет на всю цепочку товародвижения. Упрощенная схема выглядит так:

  1. Участники оборота регистрируются в системе маркировки Честный знак. Производители — для заказа кода в формате Data Matrix, остальные — для уведомления о передаче прав собственности.
  2. Производитель или импортер наносит на товар этикетку с кодом Data Matrix, после чего отправляет отчет о нанесении.
  3. При транспортировке фиксируется весь путь товара: от производителя до конечного продавца. Уведомлять о движении должно каждое юридическое лицо с помощью ЭДО.
  4. При продаже на кассе сканируется код маркировки, чтобы оператор фискальных данных передал сведения о выводе товара из оборота.

Такая схема может усложниться даже на этапе вывода из оборота. Например, когда это произошло не через кассу, а из-за списания, хищения или брака. Или при контрактном производстве, импорте и продаже по вэнселлингу — из машины. Для каждой компании процесс работы с маркировкой индивидуален, поэтому ее внедрение на предприятии нужно начинать с анализа бизнес-процессов.

Как производителям подготовиться к старту обязательной маркировки

Первыми к обязательной маркировке подключаются производители, поэтому подготовили для них инструкцию.

  1. Изучите бизнес-процессы компании, которые затронет маркировка. Это поможет выбрать оборудование, софт и определить зоны ответственности сотрудников.
  2. Получите КЭП. Необходима для обмена данными с системой маркировки Честный знак и отправки документов с помощью ЭДО.
  3. Зарегистрируйтесь в системе Честный знаке и Национальном каталоге. После регистрации в Честном знаке получите доступ в личный кабинет, к справочной информации и обучающим материалам.
  4. Получите GTIN. Получить его можно только после описания товара в Национальном каталоге и формирования цифрового паспорта.
  5. Выберите сервис для работы с маркировкой.
    Ориентируйтесь на задачи компании: как сервис будет работать с оборудованием, интегрируется ли с оператором ЭДО, может ли работать с 1С.
  6. Определитесь со способом нанесения кодов на упаковку и подготовьте оборудование. Существует 3 способа нанесения: типографский, прямое нанесение и этикетирование. Выбор способа зависит от автоматизации производства, скорости линий и используемой тары.
  7. Внедрите ПО и настройте оборудование. На перестройку может уйти от двух-трех месяцев до полугода. Возможно, понадобится доработка собственной учетной системы.
  8. Подготовьте склад, проинструктируйте сотрудников. В работу с маркированным товаром вовлечены разные сотрудники, каждому из них нужно объяснить детали новых процессов.
  9. Протестируйте процесс маркировки. Во время эксперимента интеграторы и поставщики оборудования могут сделать спецпредложение, так как им важно доработать сервис под конкретную товарную группу.
  10. Подключитесь к электронному документообороту. Постепенно ЭДО станет обязательным для всех товарных групп, рекомендуем подготовиться заранее.

Сколько стоит внедрение маркировки для производителя, импортера и оптовика

Чтобы подсчитать стоимость внедрения маркировки, нужно учитывать не только роль компании на рынке, но и товарную группу, учетную систему, агрегацию, электронный документооборот и другие параметры.

К примеру, для организации, которая занимается оптовой продажей обуви, понадобится сервис для работы с маркировкой, услуги оператора ЭДО, оборудование для работы с кодами маркировки. Для производителя список увеличится и будет зависеть от того, насколько автоматизирована производственная линия.

Ориентировочный диапазон сумм:

  • Минимальное решение — 20 000 рублей. Для покупки 2D-сканера и услуг оператора ЭДО. Подойдет начинающим продавцам на маркетплейсах.
  • Оптимальное решение — 60 000 рублей. Этого хватит небольшим производителям для работы с системой маркировки и ручным нанесением кодов.
  • Промышленное решение — от 120 000 рублей. Это начальная сумма для автоматизации производственной линии и интеграции с учетной системой.

Что будет за уклонение от ответственности по обязательной маркировке

В 2023 году действует мораторий на штрафы за нарушения по маркировке. Когда мораторий утратит силу, попытка производить и продавать маркируемую продукцию нелегально будет грозить штрафами, прекращению деятельности, а иногда и уголовной ответственностью.

Например, согласно статье 15.12 КоАП, штраф за продажу, хранение, перевозку и покупки с целью сбыта товаров без маркировки составит:

  • от 5000 до 10 000 ₽ для должностных лиц,
  • от 50 000 до 300 000 ₽ для юридических лиц.

За самое серьезное правонарушение — использование заведомо поддельных кодов маркировки в особо крупном размере составе группы — грозит:

  • до 700 000 ₽ или сумма дохода за 1–3 года;
  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 6 лет лишения свободы, штраф до 1 млн ₽ или доход до 5 лет.

Помимо санкций со стороны контролирующих органов, компания рискует получить возврат от торговых сетей, маркетплейсов и других контрагентов. В худшем случае они перестанут с вами сотрудничать.

Вам нужна
консультация?

+7 (978) 585-67-88

Наши контакты

Офис в Крыму

Телефон:

+7 (978) 585-67-88 (Волна)

+7 (3652) 67-13-93 (городской).
Режим работы:

Пн.- Пт.: с 9:00 до 18:00

Почта:

info@lotos-crimea.ru

Напишите руководителю:

yk@lotos-crimea.ru

Адрес:

Республика Крым г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия СССР, №75з, офис 415

Оставить заявку



Офис в Краснодаре

Телефон:

+7 (861) 203-37-22

Режим работы:

Пн.- Пт.: с 9:00 до 18:00

Почта:

info@lotos-crimea.ru

Напишите руководителю:

yk@lotos-crimea.ru

Адрес:

г. Краснодар ул. Российская 79/3, к2 1 этаж

Оставить заявку



Наши специалисты работают! Принимаем ваши обращения 24/7.

Яндекс.Метрика