Честный знак — это государственная система мониторинга товаров, которая позволяет отслеживать продукцию по всей цепочке: от производителя до конечного потребителя. Ее создали для борьбы с нелегальным производством и защиты интересов граждан. Планируется, что к 2026 году большая часть потребительской корзины должна быть промаркирована.
Система выгодна и государству, и потребителю, и участникам оборота маркируемой продукции:
Для маркировки используют специальные коды Data Matrix: он уникален для каждой единицы продукции. Производитель или импортер заказывает их в Честном знаке и наносит на упаковку, а система мониторинга сохраняет данные о товаре. Например, дату и место производства. Затем, во время покупки, потребитель может отсканировать этот код с помощью мобильного приложения и проверить информацию.
Полный список товарных группы, подлежащих маркировке, указан в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р. Старых товарных групп, которые были запущены до осени 2023 года, одиннадцать:
В распоряжении также указаны коды ОКПД-2 и ТН ВЭД. Расшифровать их можно с помощью классификаторов. Это необходимо, так как не каждый товар подлежит маркировке. Например, футболки маркировать не нужно, хотя они и попадают под категорию «легпром».
С осени список в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р расширился, в него добавили еще шесть товарных групп:
Помимо новых товарных групп, пополнились две старые — «упакованная вода» и «пиво и слабоалкогольные напитки». В первую категорию с 1 сентября 2023 года добавили детскую воду, во вторую с 1 октября 2023 года — пиво в стеклянной и ПЭТ-упаковке.
Еще есть эксперимент. Это этап, когда маркировка еще не является обязательной, к ней производители подключаются добровольно. За время эксперимента Честный знак проверяет готовность рынка, а производители — тестируют решения. Когда эксперимент завершается, правительство выпускает нормативно-правовой акт и маркировка становится обязательной. Сейчас две категории проходят эксперимент — «Лососевая и осетровая икра» и «титановая металлопродукция».
Когда стартует обязательная маркировка, первыми подключаются импортеры и производители: на них лежит ответственность за нанесение кодов Data Matrix и отправки сведений в Честный знак. Далее — по цепочке:
Помимо производителей и импортеров новых товарных групп, осенью к маркировке присоединятся три новых сегмента организаций:
Эти изменения вступят в силу с 1 декабря 2023 года. В это же время начинается обязательная маркировка безалкогольной продукции. Вместе с заказом годов и отправкой отчета о нанесении производители должны будут отправлять УПД с GTIN-кодами для подакцизной продукции. Но это не значит, что к маркировке подключаются оптовики. Они начнут наполнять УПД позднее.
Маркировка — это процесс, который влияет на всю цепочку товародвижения. Упрощенная схема выглядит так:
Такая схема может усложниться даже на этапе вывода из оборота. Например, когда это произошло не через кассу, а из-за списания, хищения или брака. Или при контрактном производстве, импорте и продаже по вэнселлингу — из машины. Для каждой компании процесс работы с маркировкой индивидуален, поэтому ее внедрение на предприятии нужно начинать с анализа бизнес-процессов.
Первыми к обязательной маркировке подключаются производители, поэтому подготовили для них инструкцию.
Чтобы подсчитать стоимость внедрения маркировки, нужно учитывать не только роль компании на рынке, но и товарную группу, учетную систему, агрегацию, электронный документооборот и другие параметры.
К примеру, для организации, которая занимается оптовой продажей обуви, понадобится сервис для работы с маркировкой, услуги оператора ЭДО, оборудование для работы с кодами маркировки. Для производителя список увеличится и будет зависеть от того, насколько автоматизирована производственная линия.
Ориентировочный диапазон сумм:
В 2023 году действует мораторий на штрафы за нарушения по маркировке. Когда мораторий утратит силу, попытка производить и продавать маркируемую продукцию нелегально будет грозить штрафами, прекращению деятельности, а иногда и уголовной ответственностью.
Например, согласно статье 15.12 КоАП, штраф за продажу, хранение, перевозку и покупки с целью сбыта товаров без маркировки составит:
За самое серьезное правонарушение — использование заведомо поддельных кодов маркировки в особо крупном размере составе группы — грозит:
Помимо санкций со стороны контролирующих органов, компания рискует получить возврат от торговых сетей, маркетплейсов и других контрагентов. В худшем случае они перестанут с вами сотрудничать.
+7 (978) 585-67-88 (Волна)
Пн.- Пт.: с 9:00 до 18:00
info@lotos-crimea.ru
yk@lotos-crimea.ru
Республика Крым г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия СССР, №75з, офис 415
+7 (861) 203-37-22
г. Краснодар ул. Российская 79/3, к2 1 этаж
Наши специалисты работают! Принимаем ваши обращения 24/7.