Федеральный закон от 17.02.2023 № 31-ФЗ значительно расширяет перечень обстоятельств, исключающих проведение аудита в отношении той или иной проверяемой организации. Причем данные обстоятельства по новым правилам будут распространяться не только на сам аудит, но и на все сопутствующие его проведению услуги, оказываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
С 1 июля 2023 года нельзя будет проводить аудит и оказывать сопутствующие услуги, если (новая редакция ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):
В указанных целях контролирующими признаются лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) распоряжаться имуществом организации либо назначать руководство такой организации. В свою очередь подконтрольным будет признаваться юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего субъекта. По новым правилам подконтрольность аудитора или проверяемого лица, а также наличие у них общих подконтрольных лиц будет исключать возможность оказания аудиторских и сопутствующих им услуг.
Также аудиторские организации не смогут проверять компании, которые:
Неоднократное (два и более раза) в течение трех последовательных лет нарушение перечисленных запретов повлечет исключение аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций (п. 5 ч. 1 ст. 5.6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Одновременно закон вводит ряд дополнительных запретов и для самих аудиторов.
С 1 июля 2023 года аудитор, являющийся работником аудиторской организации, не сможет участвовать в проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг в следующих случаях (новая редакция ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
Под родственниками в перечисленных целях новый закон понимает родителей, братьев, сестер, детей, супругов, родителей супругов, а также детей супругов. Если аудитор нарушит указанные выше запреты, организации, в которой он работает, откажут во включении в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. Если организация уже состоит в указанных реестрах, то несоблюдение ее аудиторами перечисленных ограничений повлечет ее исключение из данных реестров.
Помимо всего прочего, новый закон корректирует и порядок выплаты денежного вознаграждения за оказание аудиторских и сопутствующих услуг.
По новым правилам порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита, в том числе обязательного, станут определяться договорами оказания аудиторских услуг. Причем величина вознаграждения не сможет быть поставлена в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований проверяемых компаний о содержании выводов, которые могут быть сделаны в ходе аудита и оказания сопутствующих услуг.
В настоящее время данное ограничение применяется только к самому аудиту, а на сопутствующие услуги не распространяется. Поэтому проверяемые лица посредством увеличения или уменьшения вознаграждения могут оказывать влияние на результат сопутствующих аудиту услуг и содержание формируемых аудиторами заключений (выводов). Закон устраняет данный пробел и прямо запрещает устанавливать размер вознаграждений аудиторов в зависимости от выполнения требований проверяемых компаний в ходе оказания сопутствующих аудиту услуг (новая редакция ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
+7 (978) 585-67-88 (Волна)
Пн.- Пт.: с 9:00 до 18:00
info@lotos-crimea.ru
yk@lotos-crimea.ru
Республика Крым г. Симферополь, ул. Набережная им. 60-летия СССР, №75з, офис 415
+7 (861) 203-37-22
г. Краснодар ул. Российская 79/3, к2 1 этаж
Наши специалисты работают! Принимаем ваши обращения 24/7.